Интервью Сергея Антипова журналу Weekend

Сергей Антипов – руководитель компании по продажам металлопроката – «Научно-производственного предприятия РСС», меценат, член Межрегионального общества материаловедов, современный российский поэт, прозаик, публицист и философ, член Российского творческого союза работников культуры, заместитель председателя Московской областной организации Союза писателей России, президент ассоциации мастеров поэтической миниатюры, член Союза журналистов России, член президиума Академии Российской словесности, академик РАЕН, доктор философских наук.


Прочесть материал в издании можно также онлайн (страницы 34 — 37): https://www.rbgmedia.ru/files/weekend-2022-21.pdf

 


Герой этого интервью – человек творческий, неординарный и многогранный. Его стихи являются отражением богатого внутреннего мира, он не боится выражать свои мысли открыто, и именно в этой честности видит истину и смысл современной поэзии. Его литературными ориентирами всегда были русские классики, поэты и писатели, чьи произведения имеют великую силу правды, и потому неподвластны времени. По мнению Сергея Антипова талантливый автор зачастую становится пророком, философом, заключающим в своих произведениях всю суть человеческой души и её существования на Земле. История показывает, что в веках остаётся творчество лишь поэтов, не испугавшихся глубоко проникнуть в самого себя, время, жизнь.
О том, как учёный и предприниматель Сергей Антипов стал уважаемым в литературном обществе поэтом, какой ценой ему это далось и как его издательство «Серебро слов» открывает дорогу молодым дарованиям, мы узнали из первых уст.

Сергей Сергеевич, глядя на список ваших регалий и достижений, невозможно представить, что все они принадлежат одному человеку. К вам заслуженно можно применить известную фразу: «Талантливый человек – талантлив во всём!» За что бы вы не брались, всё удается, и на самом высоком уровне! Поделитесь с нашими читателями историей вашей судьбы и поэзии.

Мне всегда неловко перечислять свои регалии и достижения, я никогда не стремился достичь некоего статуса, мной двигал непреодолимый и живой интерес к той или иной деятельности, так и складывалась судьба. Во всех сферах, где мне было интересно, а самое главное – получалось развиваться, я двигался вперёд. Вот так со временем у меня осталось несколько направлений деятельности, ведь нельзя «объять необъятное». Основными стали наука и творчество. Эти направления не только не мешают друг другу, но во многом помогают и дополняют. 

В моей семье несколько поколений учёных, неудивительно, что в юности я, не раздумывая, поступил в Московский инженерно-физический институт, который успешно окончил, также как и аспирантуру. В этом я вижу реализацию определенной родовой программы. Мой дед, Алексей Иванович Антипов, в годы войны работал в легендарной научной группе Сергея Павловича Королёва, создавая «Катюши», во многом решившие исход войны. Отец – кандидат технических наук, мама – заслуженный врач. Я просто не мог обойти науку стороной. Впоследствии именно это образование помогло мне организовать собственный бизнес, ведь заниматься торговлей металлом без понимания свойств этого материала невозможно и даже опасно. 

Со временем осознал, что жизнь не ограничивается зарабатыванием денег и достижением каких-то социальных высот. Есть нечто большее, и это – истинное предназначение человека. Я до сих пор нахожусь в поиске своего предназначения и вижу в этом смысл жизни. 

Насколько рано сформировалось ваше увлечение литературой? Какие поэты и писатели вдохновляли вас? Когда появились ваши первые собственные произведения?

С детства я любил читать. Читал много, так как в советское время это было единственное доступное занятие для желающих развиваться. Теперь, глядя на увлечения современной молодёжи, я считаю, что нам в некотором роде повезло. Ведь чтение книг, в отличие от просмотра эффектных видеороликов, реально развивает душу человека. Кроме того, я  уверен, что книга – произведение искусства, бережно отношусь к книгам и собираю их. Моя библиотека – моя гордость, моё достояние. Если говорить о детских увлечениях, то мне больше всего нравилось читать фантастические романы и повести. Огромное влияние на меня оказал, например, писатель Александр Беляев. Он, кстати, многое предсказал в своих книгах. Например, знаменитая «Звезда КЭЦ», написанная тяжело больным и нищим человеком, стала прообразом современных орбитальных космических станций. Я считаю писателей своего рода пророками, видящими и формирующими наше будущее. В поэзии это тоже проявляется весьма ярко. У меня много любимых поэтов: от  Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова до Сергея Александровича Есенина, Николая Степановича Гумилёва. 

Собственные стихи, как и многие поэты, начал писать в юности. В творчестве я обретал силу и энергию, чувствовал, как поэзия наполняет меня, даёт духовный рост.

Увлечения юности часто остаются только в воспоминаниях, но вы не оставили поэтическое ремесло. Что вас вдохновляло на развитие? Удалось ли встретить достойных наставников?

Я понял, насколько сильным может быть влияние поэтического слова на судьбу автора, оно зачастую определяет его настоящее и будущее, это и вдохновляло меня на работу. При этом раннее свое творчество не могу назвать профессиональным, скорее любительским. Мне не хватало спецефических знаний. Яркие образы и глубокие мысли, отражающие суть темы стихотворения, требуют серьезного анализа, труда. Ведь поэзия – это гармония, математическая красота, чёткий ритм, правильные рифмы… Помните слова Бориса Леонидовича Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте…»? Именно их я считаю своим жизненным кредо, отчего получение профессионального литературного образования стало для меня логичным шагом в развитии творческого потенциала.

Первым моим наставником в литературе стал председатель правления Московской областной писательской организации, известный русский поэт – Лев Константинович Котюков. Другим не менее важным человеком и учителем был Михаил Абрамович Пекелис (Пластов), с которым я регулярно консультировался последние восемь лет, вплоть до его кончины. Общение с такими выдающимися деятелями литературы подтолкнуло меня к написанию новых сборников, на сегодняшний день их уже восемнадцать.

Поговорим о вашем последнем сборнике стихотворений «По краю бездны». О чём он?

– Название сборника говорит само за себя. Стихотворения, которые вошли в эту книгу, я написал в период душевных терзаний, вызванных разного рода обстоятельствами. До этого момента моя поэтическая карьера была весьма ровной, без ярких взлетов и громких падений. Многим нравились мои стихи, но сам я ощущал, что в них не хватает глубины, эмоций, того, что называют «на разрыв». Моим самым заветным желанием было обрести это свойство, чтобы стать таким же ярким поэтом, каким был в двадцатом веке Владимир Высоцкий. Я не осознавал, что за поэтической глубиной скрывается не мастерство рифмы, а преодоление жизненных трудностей и трагедий. И с того момента, как желание писать горячо и ярко охватило меня, жизнь круто изменилась. На меня обрушились проблемы: я потерял бизнес, семью, друзей, здоровье, но достиг заветного состояния души. Мои произведения обрели характер, дерзость, эмоции, правдивость. Заплатив за своё желание весьма дорогую цену, я стал тем автором, которым стремился быть. Таков закон духовного и профессионального роста.

Мой друг и учитель, поэт Михаил Пластов, сказал мне: «Сергей, ты прошёл по краю бездны, только так можно стать поэтом!». Отсюда и название этой книги. Насколько она удалась – судить читателю. В эту книгу я включил только стихи своего нового и, надеюсь, главного периода творчества.

Вы легко воспринимаете критические суждения вашего творчества? Как относитесь к ним?

Критика – вещь полезная. Иногда взгляд со стороны открывает перед автором новые горизонты. Важно при этом, чтобы критика была конструктивной. Если она пропитана желанием унизить человека, обидеть его, к ней не стоит относиться серьёзно. Но когда  критика отражает стремление помочь, указывает на недочёты, которые автор допустил, то лично я благодарю за неё и стараюсь исправить ошибки, тем самым повысив уровень своего творчества.

Быть поэтом в советские годы было престижно. Как вы считаете: почему профессия «поэт» перестала существовать после распада СССР?

– В советское время государство способствовало развитию отечественной литературы: члены Союза писателей имели право публиковаться в журналах, их книги издавались за бюджетные средства. В этом был огромный плюс, но были и недостатки в той системе, и главный – жёсткая цензура, через которую проходили произведения любого автора.

В двадцать первом веке писать и издавать книги может каждый, но за свои деньги. Гонорары от издательств редко кто получает: только те авторы, чьё имя само по себе является брендом. Но и эта схема имеет существенный недостаток, так как ради высоких продаж нужно создавать что-то «массовое». Соответственно, перед современным писателем/поэтом встает выбор: писать на потребу дня или всё-таки творить вечное, в согласии со своей душой. Я выбрал второе, в надежде, что мой читатель меня найдёт и оценит.

Как же тогда молодому поэту заявить о себе, если у него нет на это средств? Разве можно надеяться на то, что среди огромного числа авторов, которые представляют свои стихи на тематических интернет-форумах, издатель заметит именно его – «гения современности»?

– Вы правы, не могут существовать сотни Бродских и Вознесенских. Истинный талант –  удел избранных. Но для обретения аудитории и самопрезентации существуют писательские союзы, которые организовывают всевозможные литературные конкурсы. Поэтому, как говорится: «кто ищет, тот всегда найдёт!».

Скажите, какое значение имеют в жизни поэта литературные награды? Как вы относитесь к своим победам?

– Победы в литературных конкурсах способствуют продвижению автора. Часто бывает так, что мало кому известный, но очень талантливый поэт работает где-то в далёкой глубинке, не имея возможности издавать своё творчество. Справедливо ли это? Нет! Поэтому в поддержку таких поэтов я совместно со своим коллегой и другом Денисом Минаевым создал небольшое издательство – «Серебро Слов». В рамках этого проекта была разработана программа «Восхождение», она предназначена для выявления сильных писателей, чей талант должен быть услышан. Им мы помогаем в издании книг, а также номинируем на литературные награды и премии, дарим своего рода путёвку в «литературную жизнь». Далее поэт находит более крупные издательства и уже начинает с ними профессиональное сотрудничество.

Мои литературные награды выполняют такую же роль, привлекая «сильных мира сего» к моему творчеству.

Расскажите о вашей общественной работе в должности заместителя председателя Московской областной организации Союза писателей России. С какими проблемами сталкиваются сегодня литературные объединения?

Основная идея данного профессионального сообщества заключается в популяризации и развитии литературных объединений по всей стране. Мы постоянно держим связь с литературными объединениями Московской области (их около 150): помогаем проводить областные и районные литературные конкурсы, издавать альманахи и коллективные сборники авторов. Если человек готов развиваться, мы можем бесплатно издать его книгу и рекомендовать к вступлению в Союз писателей России. Многие сильные авторы, у которых не было возможности издаться, с нашей помощью вошли в мир литературы, чему я непомерно рад.

Главная проблема литературных объединений – их обособленность. Часто подобные сообщества превращается в «клуб по интересам», интересный, увы, только самим членам этого клуба. О таких объединениях мало кто знает, туда не приходят люди со стороны. Мы же помогаем объединениям эффективно работать с местными властями, организовываем литературные премии, которые, благодаря высокому статусу нашей организации, поддерживаются муниципалитетами. Таким образом, местных писателей начинают узнавать люди, освещение их деятельности в СМИ привлекает молодёжь, что не может не радовать. Мы гордимся сильными литобъединениями, которые ежегодно издают свой собственный печатный сборник, собирают творческие вечера и устраивают презентации. Лично я часто приезжаю на такие мероприятия, чтобы поддержать коллег по ремеслу.

Какой бы совет вы дали молодым поэтам и писателям? С чего им стоит начать свою работу с издателем?

– На старте новичку важно найти свою команду, которая поможет ему в продвижении. Не стоит бояться критики, редактуры, если она направлена на благо. По собственному опыту могу сказать, что многие молодые авторы считают себя «гениями», «истинными творцами слова». На самом же деле материал, который они приносят, нуждается в серьезной работе и правках. Надо помнить формулу гениальности, которая состоит из 10% таланта и 90% упорства и работы над собой.

Тема «гениальности» часто освещается с ироничной точки зрения. Булат Окуджава как-то сказал: «Когда я кажусь себе гениальным, то иду мыть посуду»…

Позволю себе привести другую шуточную эпиграмму на эту тему, которую обо мне написал мой учитель Михаил Абрамович Пекелис:

«На свете много разных типов,

Но знаю нескольких людей,

Один из них – Сергей Антипов,

Он полон творческих идей.

Вглядитесь в мир его свершений!

Диагноз ясен: русский гений!»

Если серьезно, то я считаю, что «гений» – это, своего рода, уровень развития человеческого духа. В моей теории гении и святые – высшая степень реализации человека, как образа Божия. Поэтому абсолютно всем авторам, подвластным «звездной болезни», я рекомендую одно средство: трудиться и расти над собой, забыв об иллюзиях собственной гениальности.

Над чем вы работаете сейчас?

Я тружусь над очередной философской книгой, где научный и религиозный подход переплетаются во имя ответов на глобальные вопросы мироздания. Кстати, изучая биографии великих учёных, я убедился, что большинство из них верили в Бога. Лично для меня это подтверждение истины.

Сергей Сергеевич, Бизнес-Диалог Медиа искренне благодарит вас за увлекательную беседу! А каким своим произведением вы бы хотели закончить наше интервью?

«Всё отшумит, остынет, растворится

И станет сном не важным и не новым,

Растают дымом прежде значимые лица,

Не канет в Лету только истинное Слово…»

© Сборник стихов «По краю бездны»

Подготовила Дарья Бакарина